Яндекс.Метрика

Border top top

Выпуск Австрийско-венгерского банка 1904-1912 годов Oesterreichisch-ungarische Bank

Border top bottom

10 крон 1904 года

10 крон 1904 года (аверс)

Размер в мм

135 х 80

Дизайнер / Место печати

Josef Pfeiffer, Rudolf Rössler (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

2. JÄNNER 1904↔1904 JANUAR 2an (02.01.1904)

Период обращения

25 февраля 1905 года – 31 декабря 1918 года*

Недействительна с

31 декабря 1921 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать* /
метамерные краски, исчезающие в инфракрасном свете*

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1904-12 ISSUE ▓ Austria #9, P-9, KK-116a

С этой банкнотой в австро-венгерскую банкнотную графику ввели три новых художественных и технических элемента. Композиция асимметричная с идеальным женским портретом, который несколько отходит на задний план по отношению к общей полноразмерной орнаментальной гильошированной композиции. Основной фон представляет собой псевдорельефный узор с повторяющимися цифрами номинала «10», создающий иллюзию обоев или ткани.
На данной купюре, впервые в Австро-Венгрии, появляется ирисовая печать. Именно с этих 10 крон начинается стиль, типичный для австро-венгерских бумажных денег вплоть до краха монархии. При его дальнейшем развитии была утрачена рамка вокруг поля банкноты, а вокруг портрета взято больше места для узора. Некоторые же элементы этого стиля были заимствованы для более поздних австрийских, венгерских и даже чехословацких бумажных денег.
Считается, что на банкноте изображена принцесса Мария Берта Франциска Фелиция цу Рохан (Maria Bertha Franciska Felicia zu Rohan). Австрийско-венгерский банк выбрал этот портрет не из-за того, что это была представительница аристократической семьи.  В то время личности людей, изображенных на банкнотах, держались в секрете. Задачей художника был «Идеальный камерный портрет ребенка» и он был свободен в выборе любой подходящей модели.*
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с SERIE 1001, серийные номера - шестизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все чёрного цвета).

10 крон 1904 года (реверс)

Образец банкноты 10 крон 1904 года
Müster (Spécimen) Austria P-9
Подлинными Müster’ами считаются банкноты серии 2268 c серийными номерами 0206хх
K.6s в каталоге Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»
(увеличение изображения по клику)
Образец 10 крон 1904 года (аверс) Образец 10 крон 1904 года (реверс)

20 крон 1907 года

20 крон 1904 года (аверс)

Размеры в мм

150 х 90

Дизайнер

Josef Pfeiffer, Rudolf Rössler

Дата, указанная на банкноте

2. JÄNNER 1907↔1907 JANUAR 2an (02.01.1907)

Период обращения

22 июня 1908 года - 31 декабря 1915 года

Недействительна с

31 декабря 1921 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать /
метамерные краски, исчезающие в инфракрасном свете*

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1904-12 ISSUE ▓ Austria #10, P-10, KK-117a

Серии этих банкнот - четырёхзначные после слова SERIE, серийные номера - шестизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все чёрного цвета).

20 крон 1904 года (реверс)

100 крон 1910 года

100 крон 1910 года (аверс)

Размер в мм

163 х 108

Дизайнер

Koloman Moser

Дата, указанная на банкноте

2. JÄNNER 1910↔1910 JANUAR 2an (02.01.1910)

Период обращения

22 августа 1910 года - 31 мая 1915 года

Недействительна с

31 мая 1921 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать /
метамерные краски, исчезающие в инфракрасном свете*

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1904-12 ISSUE ▓ Austria #11, P-11, KK-118a

Эта банкнота ― проект представителя венского модернизма Коломана Мозера (Koloman Moser), признанный одним из лучших в стиле модерн (сецессион). Не противореча основному направлению стиля Йозефа Пфайффера, Мозер обогатил его своим пониманием идеального женского портрета. Вид снизу-вверх придал портрету сильное доминирование, а шарф в руках женщины, обёрнутый вокруг плеч, добавил ему динамизма. Декоративность же подчеркнули рисунком платья, характерным для нескольких произведений искусства творческой ассоциации «Венская мастерская» («Wiener Werkstätte»), одним из основателей которой был Коломан Мозер.

Создание дизайна банкноты 100 крон 1910 года

Однако оригинальная идея автора вышла за пределы понимания и вкуса банковского руководства, и поэтому женский портрет адаптировали к общепринятому условному стилю (см. рис. справа). По тем же причинам не был принят проект Коломана Мозера для новой банкноты достоинством 50 крон. Тем не менее, данная банкнота 100 крон 1910 года вместе с 100 кронами 1902 года Ласло Хегедюша (László Hegedűs), является одним из самых ярких событий австро-венгерской банкнотной графики.
Серии этих банкнот - четырёхзначные после слова SERIE, серийные номера - пятизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все красного цвета).
Из-за недостаточной защиты эту банкноту очень часто подделывали, поэтому меньше чем через два года её изъяли из обращения и заменили на Austria P-12, имевшую совсем другой дизайн. Особенно качественные фальшивки изготавливались в мастерской пражского печатника Бедржиха Черного (Bedřich Černý). Так называемые «пражские» подделки можно отличить по одинаковым четырёхлучевым «звёздам» с раздвоенными концами в гильоширных розетках справа и слева от женского портрета на аверсе и реверсе. В оригинале же на австрийском аверсе у этих «звёзд» концы раздваиваются, а на венгерском реверсе у них концы острые (см. рис. ниже).* Также субъективно подделки имеют номера серий после 2000 (по другим данным - начиная с 1247*).

Фальшивая банкнота 100 крон 1910 года

Правильные «звёзды» на банкноте 100 крон 1910 года
(увеличение изображения по клику)

Фальшивая банкнота 100 крон 1910 года

«Пражская» подделка банкноты 100 крон 1910 года
(увеличение изображения по клику)

100 крон 1910 года (реверс)

Образец банкноты 100 крон 1910 года
Müster (Spécimen) Austria P-11
Подлинными Müster’ами считаются банкноты серии 1020 c серийными номерами 241хх и серия 1078 c серийными номерами 611хх
K.8s в каталоге Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»

Образец 100 крон 1910 года (аверс) Образец 100 крон 1910 года (аверс)

100 крон 1912 года

100 крон 1912 года (аверс)

Размер в мм

163 х 108

Дизайнер / Место печати

Josef Pfeiffer (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

2. JÄNNER 1912↔1912 JANUAR 2an (02.01.1912)

Период обращения

23 декабря 1912 года - 30 сентября 1922 года

Недействительна с

30 сентября 1928 года

Водяной знак

нет

Способ печати

аверс: ирисовая и глубокая печать /
реверс: офсетная печать*

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1904-12 ISSUE ▓ Austria #12, P-12, KK-119a

Эта банкнота была выпущена вместо изъятой из денежного оборота купюры 100 крон 1910 года, которую часто и качественно подделывали. Она имела новую концепцию дизайна, направленную на лучшую защиту от подделок. Так впервые, аверс и реверс оформили по-разному. Также для усиления защиты стали применять вертикальную штриховку перекрывающихся портретов. Недостатком этого приема было то, что он несколько ухудшал общий вид портретов. В дальнейшем такое оформление стало использоваться в последующих выпусках австро-венгерских банкнотам довоенного и военного периодов.
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с 1001, серийные номера - пятизначные (все красного цвета), располагались на венгерском реверсе. Начиная с этой банкноты и далее, серии и серийные номера австро-венгерских бумажных денег больше не имели дополнительных слов SERIE и ˟ SZÁM ˟.

100 крон 1912 года (реверс)

Образец банкноты 100 крон 1912 года
Müster (Spécimen) Austria P-12
Подлинными Müster’ами считаются банкноты серии 1027 c серийными номерами 977хх
K.9s в каталоге Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»
(увеличение изображения по клику)
Образец 100 крон 1912 года (аверс) Образец 100 крон 1912 года (реверс)

Border bottom