10 крон 1904 года
Размер в мм |
135 х 80 |
Дизайнер / Место печати |
Josef Pfeiffer, Rudolf Rössler (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена |
Дата, указанная на банкноте |
2. JÄNNER 1904↔1904 JANUAR 2an (02.01.1904) |
Период обращения |
25 февраля 1905 года – 31 декабря 1918 года* |
Недействительна с |
31 декабря 1921 года |
Водяной знак |
нет |
Способ печати |
глубокая и ирисовая печать * / |
Фоновая (защитная) сетка |
Пересекающиеся волнообразные линии с изменяющимся цветом от зелёного к красному, синему и обратно к зелёному, в соответствие с расположением поясов ирисовой печати. Горизонтальные линии с дополнительными элементами в виде заметно изменяющихся по размеру цифр 10; вертикальные линии с дополнительными элементами в виде стилизованных рыб: ![]() (увеличение изображения по клику) |
Дополнительная информация |
1904-12 ISSUE ▓ Austria #9, P-9, KK-116a С этой банкнотой в австро-венгерскую банкнотную графику ввели два новых художественных и один технический элемент. Так портетный медальон с идеальным женским портретом теперь несколько отходит на задний план по отношению к общей полноразмерной асимметричной гильошированной композиции. А основной фон банкноты стал представлять собой псевдорельефный узор с повторяющимися цифрами номинала «10», создающий иллюзию обоев или ткани. Как техническая новинка, на данной купюре впервые в Австро-Венгрии появляется ирисовая печать. ![]() |
20 крон 1907 года
Размеры в мм |
150 х 90 |
Дизайнер |
Josef Pfeiffer, Rudolf Rössler |
Дата, указанная на банкноте |
2. JÄNNER 1907↔1907 JANUAR 2an (02.01.1907) |
Период обращения |
22 июня 1908 года - 31 декабря 1915 года |
Недействительна с |
31 декабря 1921 года |
Водяной знак |
нет |
Способ печати |
глубокая и ирисовая печать / |
Фоновая (защитная) сетка |
Аверс: гильоширный узор из переплетающихся окружностей за рамкой по краям банкноты, плавно изменяющих форму от овала посередине до круга в углах; при их взаимном наложении получились изображения четырёхлистных цветков. Цвет фоновой сетки меняется сверху вниз от зелёного к синему и красному, в соответствие с расположением поясов ирисовой печати: ![]() (увеличение изображения по клику) Реверс: гильоширный узор из переплетающихся окружностей за рамкой по краям банкноты, плавно изменяющих форму от овала посередине до круга в углах; при их взаимном наложении получились изображения, напоминающие улья. Цвет фоновой сетки меняется слева направо от зелёного к красному и серо-фиолетовому, в соответствие с расположением поясов ирисовой печати: ![]() (увеличение изображения по клику) |
Дополнительная информация |
1904-12 ISSUE ▓ Austria #10, P-10, KK-117a Серии этих банкнот - четырёхзначные после слова SERIE, серийные номера - шестизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все чёрного цвета). |
100 крон 1910 года
Размер в мм |
163 х 108 |
Дизайнер |
Koloman Moser |
Дата, указанная на банкноте |
2. JÄNNER 1910↔1910 JANUAR 2an (02.01.1910) |
Период обращения |
22 августа 1910 года - 31 мая 1915 года |
Недействительна с |
31 мая 1921 года |
Водяной знак |
нет |
Способ печати |
глубокая и ирисовая печать / |
Фоновая (защитная) сетка |
Пересекающиеся волнообразные линии изменяющихся оттенков в соответствие с расположением поясов ирисовой печати: зелёного, жёлтого, коричневого, синего, фиолетового цвета. Горизонтальные линии с дополнительными элементами в виде цифр 100; вертикальные линии с дополнительными элементами в виде стилизованных рыб (ромбов), поочерёдно вытянутых вертикально и горизонтально: ![]() (увеличение изображения по клику) |
Дополнительная информация |
1904-12 ISSUE ▓ Austria #11, P-11, KK-118a Эта банкнота ― проект представителя венского модернизма Коломана Мозера (Koloman Moser), признанный одним из лучших в стиле модерн (сецессион). Не противореча основному направлению стиля Йозефа Пфайффера, Мозер обогатил его своим пониманием идеального женского портрета. Вид снизу-вверх придал портрету сильное доминирование, а шарф в руках женщины, обёрнутый вокруг плеч, добавил ему динамизма. Декоративность же подчеркнули рисунком платья, характерным для нескольких произведений искусства творческой ассоциации «Венская мастерская» («Wiener Werkstätte»), одним из основателей которой был Коломан Мозер. ![]() Однако оригинальная идея автора вышла за пределы понимания и вкуса банковского руководства, и поэтому женский портрет адаптировали к общепринятому условному стилю (см. рис. справа). По тем же причинам не был принят проект Коломана Мозера для новой банкноты достоинством 50 крон. Тем не менее, данная банкнота 100 крон 1910 года вместе с 100 кронами 1902 года Ласло Хегедюша (László Hegedűs), является одним из самых ярких событий австро-венгерской банкнотной графики. ![]() Особенно качественные фальшивки изготавливались в мастерской пражского печатника Бедржиха Черного (Bedřich Černý). Так называемые «пражские» подделки можно отличить по одинаковым четырёхлучевым «звёздам» с раздвоенными концами в гильоширных розетках справа и слева от женского портрета на аверсе и реверсе. В оригинале же на австрийском аверсе у этих «звёзд» концы раздваиваются, а на венгерском реверсе у них концы острые (см. рис. ниже).* Субъективно подделки имеют большие номера серий, на сегодняшний день наименьшая серия фальшивой банкноты - 1247* (см. рис. ниже). ![]() Правильные «звёзды» на банкноте 100 крон 1910 года ![]() «Пражская» подделка банкноты 100 крон 1910 года |
100 крон 1912 года
Размер в мм |
163 х 108 |
Дизайнер / Место печати |
Josef Pfeiffer (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена |
Дата, указанная на банкноте |
2. JÄNNER 1912↔1912 JANUAR 2an (02.01.1912) |
Период обращения |
23 декабря 1912 года - 30 сентября 1922 года |
Недействительна с |
30 сентября 1928 года |
Водяной знак |
нет |
Способ печати |
Аверс: глубокая и ирисовая печать |
Фоновая (защитная) сетка |
Аверс: пересекающиеся волнообразные линии с изменяющимся цветом от синего к красному, коричневому, зелёно-коричневому и обратно к синему, в соответствие с расположением поясов ирисовой печати. Горизонтальные линии с дополнительными элементами в виде цифр 100; вертикальные линии с дополнительными элементами в виде стилизованных маленьких и больших рыб (ромбов): ![]() (увеличение изображения по клику) Реверс: пересекающиеся линии с изменяющимся цветом от зелёного к красному, фиолетовому, синему и обратно к зелёному, в соответствие с расположением поясов ирисовой печати. Горизонтальные волнообразные линии с дополнительными элементами в виде цифр 100; вертикальные пересекающиеся линии с наклоном в обе стороны - двойные, зигзагообразные: ![]() (увеличение изображения по клику) |
Дополнительная информация |
1904-12 ISSUE ▓ Austria #12, P-12, KK-119a Эта банкнота была выпущена вместо изъятой из денежного оборота аналогичной купюры образца 1910 года, которую часто и качественно подделывали. Новая банкнота имела иную концепцию дизайна, направленную на лучшую защиту от подделок. Так впервые аверс и реверс оформили по-разному. Также для усиления защиты применили вертикальную штриховку портретов, недостатком этого приёма стало некоторое ухудшение общего вида портретов. В дальнейшем подобное оформление использовалось в последующих выпусках австро-венгерских банкнот довоенного и военного периодов. ![]() |