Яндекс.Метрика

Border top top

Венгерские послевоенные штемпелеванные выпуски
1919-1920 годов

Border top bottom


Выпуск 1919 года
(1919 Issue)
Выпуск 1920 года (1920 ND Provisional Issue)
с штемпелем «MAGYARORSZÁG»

 

После распада монархии, 16 ноября 1918 года была провозглашена Венгерская Народная Республика. Но к финансовой независимости новое государство готово не было. Из-за нарастающей инфляции требовалось все больше и больше наличных денег, а Австрийско-венгерский банк, как Центральный Банк только что образованного валютного союза государств-преемников распавшейся империи, не мог удовлетворить растущие потребности Венгрии в банкнотах. И хотя эмиссия кроны в Вене продолжалась, в Венгрию деньги поставлялись в недостаточном количестве, для сравнения: с января по сентябрь 1918 года Австрия получила банкнот на общую сумму 7,5 млрд. крон, а Венгрия ― только 3 млрд. крон. В стране образовался дефицит наличных денег и правительству Михая Каройи (Mihály Károlyi) пришлось взять в Австрийско-венгерском банке в кредит 4,5 млрд. крон, часть из которого венгры получили наличными деньгами, а остальное они должны были выпустить самостоятельно в Будапеште по согласованию с банком в Вене.

Но первыми венгерскими деньгами стали необычные двухсторонние 200 крон (Hungary-17) с текстом только на венгерском языке и предназначенные исключительно для платежей внутри Венгрии (см. рис. ниже справа). За последние 70 лет, прошедших со времени Лайоша Кошута, это была первая банкнота, разработанная и изготовленная в Будапеште. Эти купюры экстренно выпустили по распоряжению правительственного комиссара главного учреждения Австрийско-венгерского банка в Будапеште Лайоша Бека (Beck Lajos), с его именем они и сохранились в истории бонистики ― «200 крон Бека» («Beck-féle 200 korona»).

Главной официальной причиной выпуска этой банкноты стала острейшая нехватка наличных крон в венгерском денежном обороте, возникшая из-за того, что в течение октября ― начала ноября 1918 года не было практически никаких поступлений денег из Вены, только пустые обещания. Венгры просили, отправляли курьеров, организовывали спецпоезда, но всё было тщетно. Невозможность поставок в Вене объясняли тем, что управление австрийских железных дорог не могло гарантировать безопасность перевозки денег. Вследствие этих отказов, в первых числах ноября Лайош Бек, окончательно потеряв терпение, поручил дизайнеру Элеку Фалушу (Falus Elek) создать оригинальные венгерские проекты для купюр 25 и 200 крон, что и было сделано. Из-за экстренности они получились очень простыми, фактически представляя собой рисунки карандашом. Бек представил эти два новых типа банкнот как официальный банковский выпуск. Изготовленные клише 2 ноября 1918 года передали в будапештскую типографию «Athenaeum», где за ночь и последующий день напечатали почти полмиллиона 200-кроновых банкнот (с указанной на них датой выпуска «1918 NOVEMBER 3.»), которые были отсортированы и упакованы ― 6 ноября они должны были поступить в денежное обращение. Когда к 4 ноября стало понятно, что обещанных денег из Вены не будет, возникла настолько критическая ситуация, что уже утром следующего дня банк прекратил выполнять свои обязательства по наличным платежам, а ближе к вечеру Лайош Бек вынужден был обратиться к руководителям крупных финансовых учреждений с просьбой одолжить Австрийско-венгерскому банку в Будапеште несколько сот тысяч крон из своих запасов. Тем же вечером 5 ноября Бек созвал срочную пресс-конференцию, на которой представил новые банкноты, напечатанные за два дня до того. Однако существовали серьёзные опасения по поводу низкого качества банкнот, плохой бумаги и, прежде всего, замены планируемого законного платежного средства этими банкнотами. Но главное, что в тот же вечер банковское руководство в Вене в ультимативной форме уведомило Бека о том, что банк не признáет этот выпуск. И практически в последнюю минуту новые деньги были задержаны и позже уничтожены. Сохранилось всего два десятка этих банкнот и все они с перфорацией «MÜSTER» («образец»).

Венгерские банкноты 200 крон

Некоторые специалисты (т.н. Петер Кусчик) на основе газетных новостей того времени вполне обоснованно считают, что в ситуации острейшего дефицита наличных денег в Венгрии правительственный комиссар банка в Будапеште Лайош Бек намеренно организовал провокацию с выпуском своих денег. Этим он хотел добиться большего количества денег из Вены и ускорения выпуска в Венгрии уже запланированных номиналов 25 и 200 крон образца 1918 года ― двойникам соответвующих австрийских банкнот.* И хотя в итоге венское руководство банка возбудило уголовное дело против Лайоша Бека за подделку денег, если судить по результату, то своего он добился.

С выпуском этой необычной банкноты связана интересная история. Известные венгерские специалисты, такие как Дьюла Радоци и Михай Купа, в своих книгах утверждали, что первая партия таких банкнот была в банке уже 15 ноября 1918 года и по приказу Лайоша Бека на следующий день незначительное количество из них всё-таки было выпущено в обращение, но через один час дальнейший их выпуск был прекращён, а выпущенные деньги вернули. Жаль, что документально это никак не подтверждено.

Но как бы то ни было, в течение нескольких последующих дней в Венгрии фактически стартовал официальный выпуск 200 крон образца 1918 года Hungary-14, практически идентичных соответствующим австрийским банкнотам Austria-24. Сначала во исполнение этого, венское управление банка отправило спецпоездом в Будапешт клише для изготовления банкнот номиналом 25 и 200 крон образца, а также необходимое количество бумаги и дополнительное печатное оборудование. Также из Вены приехали девять специалистов для запуска производства. И с 7 ноября 1918 года по 8 февраля 1919 года в Будапеште печатали односторонние банкноты номиналом в 200 крон с чистым реверсом (uniface), имевшие серии с A 1000 по A 1999 (Hungary-14) (см. рис. справа). Всего их было выпущено на общую сумму 1 765 280 000 крон, в количестве 8 826 400 экземпляров. Банкноты номиналом 25 крон выпустить не успели, их начали печатать только в апреле 1919 года уже в Венгерской Советской Республике.

Кроме выпуска новых банкнот, 21 марта 1919 года планировалось провести штемпелевание бумажных крон австро-венгерских выпусков. Но Венгерская Народная Республика (ВНР) просуществовала всего четыре месяца, по иронии судьбы как раз до 21 марта 1919 года. В этот день Социалистическая партия Венгрии получила большинство мест в Будапештском рабоче-солдатском совете, который взял власть в свои руки и провозгласил Венгерскую Советскую Республику (ВСР). Правительство ВСР прекратило подготовку к штемпелеванию банкнот и вместо этого занялось собственной эмиссией кроны. Используя подготовленные правительством ВНР типографские клише и запас бумаги, правительством Советской республики в апреле 1919 года был начат выпуск банкнот 1, 2, 25 и 200 крон. Но венский совет директоров Австрийско-венгерского банка, несмотря на разрешение ранее полученное ВНР, не стал разбираться и объявил подделками деньги как этого выпуска, так и предыдущего выпуска правительства Михая Каройи. Впоследствии все бумажные кроны Венгерской Советской республики были девальвированы на 80%, что в действительности коснулось только банкнот 25 и 200 крон, на которых могли иметься соответствующие штампы с цифрами «5 (korona)» и «40 (korona)» или различные ручные отметки.* И с августа 1919 года по 30 сентября 1920 года реальная стоимость 25-кроновой банкноты была 5 крон, а 200-кроновой ― 40 крон. Фактически девальвации не подверглись купюры 1 и 2 кроны, они остались в денежном обращении по полной номинальной стоимости и даже продолжали выпускаться после августа 1919 года, но Австрийско-венгерский банк уже за них не нёс никакой ответственности. Также не были девальвированы банкноты 200 крон серий А 1000-1999 выпуска ВНР, т.к. после падения Венгерской Советской республики они были погашены правительством Иштвана Фридриха.*

Микрошрифт банкноты 25 кронМикрошрифт банкноты 200 крон

Банкноты, выпускавшиеся Венгерской Советской республикой с апреля 1919 года были практически идентичны соответствующим деньгам Австрийско-венгерского банка, отличаясь от них сериями: 1 крона и 2 кроны начинались с 7000, 25 крон ― с 3000, 200 крон ― с А 2000. У мелких номиналов немного различалось оформление: например, у банкноты 2 кроны несколько другие орнаментальные элементы аверса и женские портреты, особенно на реверсе, а в тексте имели место ошибки. Причиной этого являлось то, что клише для 1 и 2 крон были изготовлены непосредственно в Будапеште. Односторонние же купюры 25 и 200 крон сначала выпустили с чистым реверсом, затем с волнистыми линиями на нём, такие банкноты назывались «белыми деньгами» («fehér pénz»). Как и их австрийские двойники, они имели на поле внутри орнаментальной рамки защитный микротекст в виде повторяющихся слов «OMB-OUB» (см. рис. слева). Эти банкноты печатались в различных будапештских типографиях: «Athenaeum», «Bakács», Bruchsteiner és Fia», «Franklin», «Globus», «Budapest Székesfőváros», типографии института графики, «Hamburger és Birkholz», «Klösz György», типографии Королевского венгерского института геологии, «Posner Lajos és Fia», «Rigler József Ede», «Seider-féle». Они также планировались как временные деньги и содержали указание, что до 30 июня 1919 года будут заменены на обычные имперские кроны («синие деньги»). Но Австрийско-венгерский банк отказался поставлять Советской республике «синие» купюры. И вскоре стоимость «белых денег» на рынке упала в 2 раза по отношению к «синим», а затем население вообще стало отказываться их принимать. Советскому правительству пришлось срочно принимать меры по созданию национальной денежной системы и в июне-июле 1919 года был начат выпуск новых банкнот, пользовавшимися бóльшим доверием, чем «белые деньги». Эти деньги известны как банкноты Почтово-сберегательного банка и ими предполагалось заменить австро-венгерские кроны, но быстрое изменение политической обстановки не позволило это сделать. В обращении продолжали использоваться и старые, и новые деньги.* Круглый красный штемпель Magyarorszag

Советская республика просуществовала до 7 августа 1919 года. После этого, в результате многочисленных перестановок в правительстве, 1 марта 1920 года Национальное собрание объявило о восстановлении монархии, но короля не избрали и регентом был объявлен Миклош Хорти (Horthy Miklós). В его правление в Венгрии возобновилась работа по штемпелеванию старых австро-венгерских денег. Согласно постановлению № 1700 1920 года, банкноты Австрийско-венгерского банка номиналами 10, 20, 25, 50, 100, 200, 1000 и 10 000 крон, находящиеся в денежном обращении на территории Венгрии, должны быть проштампованы штемпелями на венгерском языке. И с 18 марта по 11 апреля 1920 года (неоднократно продлеваясь до 25 апреля), проводилось штемпелевание австро-венгерских бумажных денег круглым красно-бордовым штемпелем «MAGYARORSZÁG» диаметром 40 мм, представляющем собой орнаментальный венок с внешними и внутренними зубцами, внутри которого ― венгерский герб и текст «MAGYARORSZÁG» (Венгрия) (см. рис. справа). После 25 апреля 1920 года было запрещено требовать, отдавать или принимать нештемпелеванные банкноты в качестве денег. При этом, не были проштампованы и продолжали служить законным платёжным средством следующие банкноты без штемпелей:

Вместе с тем, известны штемпелеванные экземпляры банкнот 1 крона 1916 года* и 2 кроны 1917 года, а также банкноты 10 крон 1904 года, которые вообще официально были изъяты из обращения 31 декабря 1918 года и не должны были штемпелеваться.*

Также вышеуказанным постановлением предусмотрено правильное расположение штемпеля на банкноте:

Не штемпелевались банкноты с штампами других стран, поврежденные купюры, а также нижеуказанные банкноты, ранее изъятые из обращения Австрийско-венгерским банком:

Однако в соответствии с банковскими правилами такие банкноты, хотя и изымались из денежного оборота, но всё ещё были конвертируемыми. Они принимались пунктами приёма и затем отправлялись в Главное отделение банка в Будапеште для обмена на действующие деньги. В дальнейшем, в Австрийско-венгерском банке можно было обменять нештемпелеванные банкноты 50 крон 1902 года до 31 июля 1925 года, 20 крон 1907 года до 31 декабря 1921 года и 100 крон 1910 года до 31 мая 1921 года. Эти три типа банкнот могут встречаться с круглыми штемпелями «MAGYARORSZÁG», но все без исключения надпечатки на них - фальшивые. На тот момент законными платёжными средствами в Венгрии стали: банкноты Австрийско-венгерского банка 1 и 2 кроны (которые не штемпелевались) и штемпелеванные банкноты номиналом от 10 до 10 000 крон, новые деньги и девальвированные в пять раз «белые деньги» 25 и 200 крон Венгерской Советской республики, а также австро-венгерские монеты.

Кроме вышеуказанных двух штемпелей, на венгерских банкнотах возможны многочисленные дополнительные штампы: местные, военные, аннулирующие и др.

Штемпель Deutschoestereich

Есть значительное количество банкнот всех достоинств с поддельным красным штемпелем «MAGYARORSZÁG», как того периода, так и современных. Многие из фальшивых штемпелей были настолько хорошо сделаны, что их было очень трудно отличить от оригиналов. Обычно поддельные штемпели можно отличить по цвету и написанию букв: левая верхняя часть в «Y» прямая (обычно немного изогнутая) и «S» также отличается по внешнему виду (см. пример современной подделки на фото слева).*

Аннулированный венгерский штемпель Magyarorszag

В первое время выявленные поддельные штемпели аннулировались гашением сверху штампом в виде Х-образного черного креста типа Андреевский крест (см. фото справа) с дополнительным пятистрочным штампом красно-фиолетового цвета (20х60 мм) с текстом на немецком языке «Stempel wurde von … befunden» (см. рис. и перевод ниже). Такой штамп известен на банкнотах номиналом 50, 100, 1000 и 10 000 крон. Также дополнительно была возможна печать с четырёхзначным номером. Позже стали обходиться только Х-образным чёрным крестом. Все эти кресты могли наноситься и вручную кисточкой.

Stempel wurde von der kön. ung. Staatsdruckerei in Budapest laut Mit- teilung der Oesterreichisch-ungarischen Bank, Hauptanstalt in Budapest als unecht befunden.

«Штемпель был признан фальшивым Королевской венгерской государственной типографией в Будапеште в соответствии с уведомлением Главного отделения Австро-венгерского банка в Будапеште»

Фальшивые 2 кроны 1917 года (реверс)Также встречались подделки, связанные с номерами серий. Так, например на банкноты 2 кроны 1917 года добавляли цифру 1 перед номером серии (см. фото слева: на Hungary-11a добавлена 1 перед 7452)*. Или ещё, в банкнотах 200 крон 1918 года Hungary-15 изменяли первую цифру серии с 2 на 1 (напр.: с A 2251 на A 1251), чтобы принадлежать выпуску правительства Михая Каройи Венгерской Народной республики, а не непризнанному Австрийско-венгерским банком выпуску Венгерской Советской республики Бела Куна.*

А 25 крон 1918 года серий от 2000 до 2999 вообще не выпускались ― это подделка (см. фото внизу). Аверс таких банкнот имел фон без логотипа банка и микротекста. Дизайн был скопирован с оригинала, но многие детали менее четкие, более худшего качества и другого цвета.*

Подделка 25 крон 1918 года, серия 2ххх

2 кроны 1917 года с опечаткой «TÖRVÉKY» (реверс)Резюмируя можно сказать, что в основном венгерские двойники австро-венгерских крон были более низкого печатного уровня, чем австрийские. Например, серая краска банкнот номиналов 1 и 2 кроны подвержена заметному выцветанию. А для 200 крон 1918 года (Hungary-30) характерны блёклые цвета из-за того, что краски для печати в Венгрии смешивались вручную. Вплоть до того, что реверс с волнистыми линиями казался чистым (uniface).*

Кроме того, имели место текстовые ошибки на банкноте 2 кроны 1917 года венгерского выпуска. Например, возможно написание «TÖRVÉKY» вместо «TÖRVÉNY» (см. фото справа) на верхней части внутренней рамки венгерского реверса. А банкноты с опечаткой «Genenalsekretär» вместо «Generalsekretär» на аверсе даже получили свой каталожный номер (Hungary-11x).

Периоды обращения банкнот венгерских выпусков взяты из каталога Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»
(Kuscsik Péter ― «Magyarország papirpénzei 1900-1946»)

Border bottom