Яндекс.Метрика

Border top top

Выпуск Австрийско-венгерского банка 1900-1902 годов Oesterreichisch-ungarische Bank

Border top bottom

10 крон 1900 года

10 крон 1904 года (аверс)

Размер в мм

120 х 80

Дизайнер / Место печати

Rudolf Rössler, Gustav Klimt (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

31. März 1900↔1900. marczius 31en (31.03.1900)

Период обращения

2 сентября 1901 года - 28 февраля 1907 года

Недействительна с

28 февраля 1913 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать*

Фоновая (защитная) сетка

Переплетающиеся волнистые линии сине-серого цвета с наклоном 45° за рамкой по краям, на основном поле банкноты они образуют изменяющийся гильоширный узор:

Фоновая сетка австро-венгерских 10 крон 1900 года

(увеличение изображения по клику)

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1900-02 ISSUE ▓ Pick Austria-4 (Р-4), Radoczy 31a*, Kuscsik K.1*

Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с Serie 1001, серийные номера - шестизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все красного цвета).
Считается, что эта банкнота была создана Рудольфом Рёсслером (Rudolf Rössler) на основе неиспользованного проекта 20 крон Густава Климта (Gustav Klimt) (см. рис. ниже), кроме того имея значительное сходство с эскизом 5 гульденов Франца Матча (Franz Matsch).* При этом купюра сохранила первоначальную симметричную композицию с текстовой панелью в стиле барокко посередине и двумя ангелами по бокам, что было явным анахронизмом и вызывало в то время резкую критику художественных экспертов.*

Эскиз Густава Климта банкноты 20 крон

Эскиз банкноты 20 крон Густава Климта
(увеличение изображения по клику)

10 крон 1904 года (реверс)

Образец банкноты 10 крон 1900 года
Müster (Spécimen) Austria P-4
K.1s в каталоге Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»
31b в каталоге Дьюлы Радоци «Последние венгерские деньги (1892-1981)»
(увеличение изображений по клику)
Образец 10 крон 1900 года (аверс) Образец 10 крон 1900 года (реверс)

20 крон 1900 года

20 крон 1904 года (аверс)

Размер в мм

135 х 90

Дизайнер / Место печати

Rudolf Rössler (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

31. März 1900↔1900. marczius 31en (31.03.1900)

Период обращения

20 сентября 1900 года - 30 июня 1910 года

Недействительна с

30 июня 1916 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать*

Фоновая (защитная) сетка

Гильоширный узор в виде переплетающихся волнистых горизонтальных линий зелёного цвета на основном поле банкноты, который в направлении сверху вниз изменяется в размере и вертикально вытягивается:

Фоновая сетка австро-венгерских 20 крон 1900 года

(увеличение изображения по клику)

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1900-02 ISSUE ▓ Pick Austria-5 (Р-5), Radoczy 26a*, Kuscsik K.2*

Эта банкнота 20 сентября 1900 года первой из новых бумажных денег была выпущена в обращение. Это проект Рудольфа Рёсслера, возможно также переработавшего старый неиспользованный проект Густава Климта. Данная купюра имеет уже асимметричный дизайн, ставший своего рода промежуточным шагом к более позднему стилю австро-венгерской банкнотной графики, созданной Йозефом Пфайффером (Josef Pfeiffer). Однако и эта банкнота также стала объектом критики: пространственное расположение элементов на ней специалисты сочли плагиатом тогдашних испанских банкнот. Отчасти они были правы, но подобную композиционную схему - «портретный медальон», можно встретить и на других бумажных деньгах того времени. Идеальные женские портреты на этой банкноте, нарисованные по реальным моделям, сохранили аллегорическое значение портретов на старых австрийских деньгах. Так, женщина с короной-зáмком на австрийском аверсе является прямым напоминанием об Австрии на банкнотах Привилегированного Австрийского национального банка середины XIX века. А её эквивалент на венгерском реверсе - аллегорическая Венгрия с короной Святого Штефана.*
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с SERIE 1001, серийные номера - шестизначные перед словом SZÁM. (все чёрного цвета).

20 крон 1904 года (реверс)

50 крон 1902 года

100 крон 1910 года (аверс)

Размер в мм

150 х 100

Дизайнер / Место печати

Rudolf Rössler, Gustav Klimt (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

2. Jänner 1902↔1902. januar 2-an. (02.01.1902)

Период обращения

26 мая 1902 года - 31 июля 1919 года

Недействительна с

31 июля 1925 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать*

Основной фон

красновато-коричневые точки

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1900-02 ISSUE ▓ Pick Austria-6 (Р-6), Radoczy 21a*, Kuscsik K.3*

Создание дизайна банкноты 50 крон 1902 года

Несмотря на то, что этому нет документальных подтверждений, долгое время считается, что и эта банкнота изготовлена на основе старого неиспользованного проекта Густава Климта для купюры 10 гульденов 1880 года, соответственно имитируя симметричные казначейские билеты предыдущего периода проектов Фердинанда Лауфбергера (Ferdinand Julius Laufberger). При переработке Рудольф Рёсслер заимствовал композицию и две аллегорические женские фигуры. Но он значительно переработал первоначальный дизайн (см. рис. справа), создав композицию в стиле сецессион («Wiener Secession»). На австрийском аверсе заслуживает внимания оформление австрийского герба (орла), включенного в воображаемую вертикальную прямоугольную рамку.*
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с SERIE 1001, серийные номера - пятизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все красного цвета).

100 крон 1910 года (реверс)

100 крон 1902 года

100 крон 1912 года (аверс)

Размер в мм

165 х 110

Дизайнер / Место печати

Hegedűs László (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

2. Jänner 1902↔1902. JANUAR 2-AN (02.01.1902)

Период обращения

20 октября 1902 года - 31 августа 1912 года

Недействительна с

31 августа 1918 года

Водяной знак

нет

Способ печати

глубокая печать*

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1900-02 ISSUE ▓ Pick Austria-7 (Р-7), Radoczy 16a*, Kuscsik K.4*

Эта банкнота ― проект венгерского живописца Ласло Хегедюша (László Hegedűs), который впервые в австро-венгерской банкнотной графике нарушает правило одинакового внешнего вида австрийской и венгерской сторон, но при этом сохраняет их визуальное сходство и одинаковое идейное содержание.
Дизайн этой банкноты представляет собой уникальный подход: купюра оформлена, как сцена в театре. На двух сторонах банкноты слева - образ Родины-матери: сидящая женщина с раскрытой книгой, аллегория науки или родины, которая учит ребенка. На австрийском аверсе справа изображен кузнец, символизирующий промышленный характер западной, «немецкой», части империи; на венгерском реверсе - крестьянин, представляющий сельскохозяйственное направление восточной части. Это была последняя банкнота с чётким идейным содержанием, в более поздних выпусках бумажных денег такая идейная тематика исчезла. А сильный романтический оттенок близок к стилю, который позже использовался на банкнотах в Германии.
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с SERIE 1001, серийные номера - пятизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все красного цвета).

100 крон 1912 года (реверс)

1000 крон 1902 года

100 крон 1912 года (аверс)

Размер в мм

192 х 128

Дизайнер / Место печати

Rudolf Rössler, Heinrich Leffler (гравёр Ferdinand Schirnböck) / Типография ценных бумаг (Druckerei für Wertpapiere), Вена

Дата, указанная на банкноте

2. JÄNNER 1902↔1902 JANUAR 2AN (02.01.1902)

Период обращения

2 января 1903 года – 31 августа 1921 года

Недействительна с

31 августа 1927 года

Цвет / Водяной знак

Серо-зелёный фон (Р-8a), розовый фон (Р-8b) / Водяного знака нет

Способ печати

глубокая печать*

Фоновая (защитная) сетка

Пересекающиеся прямые линии - горизонтальные параллельные зелёного цвета с дополнительными элементами в виде ромбов на основном поле банкноты; вертикальные параллельные с наклоном 30° вправо красного цвета:

Фоновая сетка австро-венгерских 100 крон 1902 года

(увеличение изображения по клику)

Дополнительная информация
(выпуск ▓ номера по каталогам)

1900-02 ISSUE ▓ Pick Austria-8 (Р-8), Radoczy 11a*, Kuscsik K.5a и 5b*

Эта банкнота ― проект живописца-модерниста Генриха Лефлера (Heinrich Lefler). Композиция асимметричная, не имеющая никакого символического или аллегорического значения. Сама банкнота похожа на ковер с широкой орнаментальной рамкой из сложных гильошированных розеток. Наличие гирлянд вокруг портерного медальона мотивировано частым использованием этого декоративного элемента на фасадах зданий рубежа XIX и XX веков. Эти гирлянды, шрифт и рисунок орла оформлены в стиле сецессион.
Возможны различные оттенки фона этой банкноты: от серо-зеленоватого до серо-лилово-розового вне зависимости от номеров серий*, т.к. такие банкноты печатались в течение длительного времени на различных типографиях. Хотя в каталогах Краузе и указывается, что розовый фон у банкнот более позднего выпуска, начиная с серии 1440.
Серии этих банкнот - четырёхзначные и начинались с SERIE 1001, серийные номера - пятизначные перед словом ˟ SZÁM ˟ (все красного цвета).

Женщина на этой банкноте - жена Генриха Лефлера. Именно этот женский портрет в дальнейшем будет повторяться на других банкнотах, т.е. можно говорить о «блуждающем клише».* Второй раз этот портрет появился на австро-венгерской банкноте 10 000 крон 1918 года, затем в 1919 году - на различных австрийских штемпелеванных модификациях 1000 и 10 000 крон, после этого - на чехословацкой купюре 5000 крон 1919 года и в последний раз - на австрийской банкноте 1000 крон 1922 года.

100 крон 1912 года (реверс)

Образец банкноты 1000 крон 1902 года
Müster (Spécimen) Austria P-8
K.5s в каталоге Петера Кусчика «Венгерские бумажные деньги 1900-1946»
11b в каталоге Дьюлы Радоци «Последние венгерские деньги (1892-1981)»
(увеличение изображений по клику)
Образец 1000 крон 1902 года (аверс) Образец 1000 крон 1902 года (реверс)

Border bottom